Методические рекомендации по действиям персонала при поступлении по телефону сообщения об угрозе терроризма

В связи с тем, что основным способом передачи угроз является теле-фонная связь, представляется необходимым более подробно раскрыть организацию и тактику действий персонала в этих ситуациях.

 При получении сообщения о возможном террористическом акте, необходимо зафиксировать характер телефонной связи (из автомата или телефона в помещении, с местного или междугороднего (международного) телефона и ее длительность, если имеется «АОН» — номер телефона). Для возможной идентификации личности преступника по голосу необходимо обеспечить запись сообщения, которая имеет большое значение на первоначальных этапах раскрытия преступления.

 Именно речевые особенности преступников позволяют выдвинуть версии, направленные на установление личности

звонившего и возможные мотивы его (ее) действий. О реальности самой угрозы взрыва можно судить во многом по содержанию поступившего сообщения. Поэтому в плане выработки контрмер необходимо регулярно инструктировать личный состав органов внутренних дел, прежде всего сотрудников дежурных частей о правилах ведения таких пере-говоров. Следует разъяснять, что спокойное принятие сообщения и соответствующая постановка ряда вопросов позволяет получить от сообщающего о возможно предстоящем акте терроризма дополнительную информацию.

 Сотрудник, принявший вызов, в ходе общения должен запомнить (записать) характеристику собеседника: — национальность, территориальный диалект, регион длительного проживания или рождения звонившего; — наиболее часто употребляемые слова, идиоматические выражения, характерные междометия, словесные стереотипы, иностранные фразы, ругательства, профессиональные выражения; манеру обращения, что указывает на профессиональную и иную социальную принадлежность; — возможное криминальное прошлое, выражающееся в употреблении жаргонных выражений, кличек, стиля «приблатненной» подачи текста, специфических клятв и заверений, угроз, нецензурной лексики; — психологические особенности, интеллектуальный, волевой, эмоциональный настрой, степень агрессивности, склонность к разумным решениям и компромиссам. Речь бывает спокойной, агрессивной, грубой, возбужденной, медленной, быстрой, мягкой, громкой, тихой, веселой, искаженной, бессвязной, путаной, с акцентом, хорошо поставленной, свидетельствующей о степени образования. Голос может быть нечетким, носовым, хриплым, шепелявым, глубоким, резким, с покашливанием, с глубоким дыханием, вызывать какие-либо ассоциации.

Содержание разговора позволяет сделать выводы о том, что это — сообщение психически ненормального человека; что оно передается с магнитофона; что сообщающему угрожают насилием; что сообщение представляет собой розыгрыш (шутку) и т.д.

 Имеет большое значение оценка обстановки вокруг собеседника: — шум улицы, голоса других лиц, музыка, звуки помещения офиса (стук пишущей машинки, шум принтера, телефонные звонки, разговор персонала); — производственный шум предприятия (гул станков, моторов, конвейера); — бытовые звуки (работа телевизора, звуки, издаваемые животными); — отсутствие посторонних звуков.

 Целесообразно удерживать злоумышленника на линии как можно дольше, для чего попросить о повторном сообщении. Если позвонивший не называет точное место взрыва, то его необходимо об этом спросить, при этом, «террористу» необходимо указать, что на месте предполагаемого взрыва находится много людей, и взрыв может привести не только к глобальным разрушениям, но и к многочисленным жертвам.

 После получения сообщения об угрозе совершения акта необходимо незамедлительно доложить о поступившем сообщении своему руководству, дежурным по органу внутренних дел и территориальному органу безопасности.